Технические отчёты по обращению с отходами и требование платы за 2018 г. c образователя ТКО

Вопрос:
Нашему предприятию не присвоена категория. Находимся в Москве. Часть лимитов получена в рпн по цфо, часть в Дпиоос. Дпиоос не переоформляет лимиты, у них отменили эту функцию. Соответственно по техн отчётам тоже напишут отказ (с их слов). Стоит ли сдавать техн отчёты с полигоном, отличным от того, который в лимите.

Также вопрос по поводу платы за тко. РПН владимирской области утверждает, что надо платить за отходы тко за 2018 г. , т. к. в тарифы полигонов не были включены расходы на плату за нвос и не выбран региональный оператор. Правомерно ли они требуют оплаты от образователя отходов тко?

Ответ
Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Надежда Бирюкова
Чисто формально согласно восьмому абзацу ст.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 25.12.2018) у субъекта РФ остались пока полномочия установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Приказом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 29 июня 2016 года № 05-09-137/16–1 утвержден Порядок разработки и утверждения Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, пока этот документ не был отменен.

С другой стороны, наличие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01.01.2019 года в соответствии с п. 2 ст. 18 ФЗ № 89 предусмотрено только для объектов I и II категории, поэтому в Вашем случае подавать технический отчет, тем более с полигоном, который не включен в лимит, в принципе не имеет смысла.

На федеральном портале проектов нормативно правовых актов размещен проект внесения ряда изменений в указанные Критерии (Вы можете ознакомиться с ним по ссылке http://regulation.gov.ru/projects#npa=84666). Так согласно данному проекту планируется изложить в новой редакции пп «а» п. 6 Критериев и перед словом «наличие» дополнить его словами «отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

Таким образом, при принятии данных изменений Ваши объекты, скорее всего, будут попадать под IV категорию. Как только будут приняты эти изменения, если не будет определен иной порядок направления заявки о постановке на гос.учет, необходимо будет направить эту заявку в кратчайшие сроки (см. Приказ Минприроды России от 23.12.2015 N 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» (ред. от 27.09.2016).

К вопросу о плате за ТКО. Требовать внесение платы образователями ТКО не правомерно.

В соответствии с п.п. 5 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 25.12.2018) и п.п. 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 29.07.2018) плату за размещение твердых коммунальных отходов (ТКО) обязаны вносить операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению. Выбран при этом или не выбран регоператор, заключен у Вас с ним типовой договор или нет в данном случае роли не играет. Даже если в тарифе оператора/регоператора на захоронение отходов (Пунктом 9 статьи 23 ФЗ-89 определено, что расходы на плату за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО и эта норма должна была заработать с 01.01.2018) не была учтена плата за НВОС, в действующем законодательстве предусмотрен механизм для возмещения этих затрат. Данные тарифы устанавливаются в соответствии с требованиями Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 (далее — Основы ценообразования). согласно п. 11 Основ ценообразования в случае, если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью. Таким образом, у оператора (полигона) теоретически есть возможность вернуть средства потраченные на внесение платы за размещение ТКО даже если они не были включены в тариф.

Однако следует учитывать, что увеличение поступлений в бюджет является одним из приоритетов в деятельности Росприроднадзора и Росприродназдору легче потребовать эту плату с отходообразователей, чем с полигона, которому реально может быть нечем платить. Чтобы отстоять свои интересы и права, Вам следует быть готовыми подтвердить, что именно данные Ваши отходы относятся к ТКО, именно в таком-то объеме они были размещены и именно на таком-то полигоне.

ecoindustry.ru