Природоохранная прокуратура разъясняет особенности осуществления государственного земельного надзора в отношении отдельных видов земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения

Анализ поступающих в Мурманскую межрайонную природоохранную прокуратуру Мурманской области и в поднадзорные органы власти обращений показал, что у заявителей отсутствует единообразное понимание относительно полномочий органов, осуществляющих государственный земельный надзор.

Зачастую обращения первично направляются заявителями в органы, которые не обладают соответствующими полномочиями в сфере земельного надзора. Наибольшее число вопросов возникает в части полномочий органов, осуществляющих государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с «Положением о государственном земельном надзоре», утвержденном постановлением Правительства РФ» от 02.01.2015 № 1 (далее – Положение), полномочия по осуществлению государственного земельного надзора возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и их территориальные подразделения.

При этом, в силу пп. «в» п. 4 Положения государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ (далее – Закон № 101-ФЗ), для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, осуществляется Россельхознадзором и его территориальными органами.

Однако, согласно ст. 1 Закона № 101-ФЗ, действие указанного Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Государственный земельный надзор в отношении указанных в ст. 1 Закона № 101-ФЗ земельных участков возложен на Росприроднадзор и его территориальные подразделения (пп. «д» п. 5 Положения).

Таким образом, в случае, если доводы обращения содержат информацию о возможных нарушениях действующего федерального законодательства на территории садовых, огородных земельных участков, земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, то такие обращения подлежат рассмотрению Росприроднадзором в лице Управления Росприроднадзора по Мурманской области.

Полномочия по осуществлению государственного земельного надзора в отношении иных земель сельскохозяйственного назначения на территории региона возложены на Управление Россельхознадзора по Мурманской области.

ecoindustry.ru