Руководитель Федеральной службы в сфере природопользования Светлана Радионова выступила на форуме "Национальный проект «Экология: задачи бизнеса и государства», который прошел в Москве в рамках «Недели российского бизнеса», организованной РСПП. Участники мероприятия обсудили вопросы совершенствования государственного регулирования в сфере промышленной экологии, а также повышения эффективности взаимодействия бизнеса и государства в минимизации экологических последствий хозяйственной деятельности.
В частности Светлана Радионова рассказала, что с 1 января 2019 года вступили в силу изменения закона «Об охране окружающей среды», предусматривающие применение дифференцированных мер государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.
Требования в части выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов и лимитов на их размещение будут применяться в зависимости от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, присвоенной такому объекту при постановке на учет. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Право на получение комплексного экологического разрешения предусмотрено также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям. Комплексное экологическое разрешение выдается Росприроднадзором.
Юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, внесенные в перечень объектов, утвержденный приказом Минприроды России (300 объектов), обязаны обратиться в Росприроднадзор с заявкой на получение КЭР в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 включительно. Юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории (II категории), не включенных в указанный перечень, года обязаны получить КЭР до 1 января 2025 года.
По данным ПТО УОНВОС на государственный учет поставлено 7255 объектов I категории НВОС — соответственно, юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие указанные объекты обязаны обратиться в Росприроднадзор за получением КЭР до 1 января 2025 года.
Порядок выдачи КЭР, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва КЭР утвержден постановлением Правительства РФ. Следует отметить, что КЭР выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, на основании заявки, подаваемой в Росприроднадзор. Заявка на получение КЭР подается в территориальные органы Службы по месту расположения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, или за четыре месяца до истечения срока действия КЭР. Срок рассмотрения материалов на получение КЭР – 30 дней. Комплексное экологическое разрешение выдается на 7 лет и может быть продлено.
Радионова рассказала, что Росприроднадзор готовит административный регламент, предусматривающий полный спектр госуслуг по выдаче комплексных экологических разрешений, их продления, переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также их отзыва.
В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.
Программа повышения экологической эффективности включает в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.
Срок реализации программы повышения экологической эффективности не может превышать семь лет и не подлежит продлению. Юридические лица и индивидуальные предприниматели ежегодно представляют отчет о выполнении программы повышения экологической эффективности.
Радионова затронула тему расширения отвественности производителей. Она напомнила, что с 1 января 2015 года на производителей и импортеров товаров была возложена обязанность по утилизации производственной продукции. По факту, именно тогда началось формирование отрасти по утилизации отходов, в т.ч. товаров и продукции, отслуживших свой срок, а также формирование экологической культуры, в части вовлечения максимального количества отходов в хозяйственный оборот.
Принцип расширенной ответственности производителя заключается в возложении на производителей и импортеров продукции обязанности по обеспечению утилизации части отходов и упаковки от них, образующихся в результате потребления такой продукции. Главной целью является стимулирование возвращения в оборот отходов, подлежащих использованию в качестве вторичных ресурсов, в том числе, которые сегодня захораниваются на полигонах и свалках без извлечения ценных компонентов, причиняя вред природе, ухудшая здоровье и качество жизни людей, нанося ущерб экономике в целом.
Законодательно приоритет отдан обеспечению утилизации посредством заказа производителями и импортёрами у переработчиков услуг по утилизации, возможности инвестирования в собственные объекты по переработке, объединению производителей в союзы для предъявления данному рынку консолидированного, постоянного, платежеспособного и растущего спроса на переработку конкретных объёмов отходов, включая отходы упаковки. Это – так называемая «самостоятельная реализация ответственности».
Производители и импортеры ежегодно отчитываются об исполнении обязанности по РОП, до 1 апреля – сдают отчетность о выполнении норматива утилизации, декларацию о товарах, выпущенных в оборот, и расчет экологического сбора, до 15 апреля. Экологический сбор, оплачиваемый в бюджет, является лишь альтернативой, при которой ответственность за переработку переходит к государству. Подтверждением факта самостоятельной утилизации является акт утилизации.
По словам Радионовой, в настоящее время Росприроднадзор разработал проект приказа об утверждении формы акта утилизации. Норматив утилизации – это выраженное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим лицам и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации. РОП предполагает, что производитель и импортер принимает на себя ответственность за утилизацию реализованной (как произведенной, так и импортированной) продукции в конце ее жизненного цикла. Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации, либо со дня уплаты экологического сбора. При этом стоит отметить, что при определении ставок экологического сбора, был заложен принцип экономического стимулирования, непосредственно, утилизации, а не уплаты экологического сбора.
В рамках исполнения импортерами и производителями товаров, упаковки товаров, обязанностей по утилизации отходов от использования таких товаров в 2016 году было утилизировано 788,6 тыс. тонн отходов, сумма поступившего в федеральный бюджет экологического сбора за 2016 год составила 1,334 млрд руб. В 2017 году было утилизировано 1,037 млн тонн отходов, сумма поступившего экологического сбора за 2016 год составила 2,588 млрд руб. Прогноз поступлений доходов от уплаты экологического сбора в федеральный бюджет на 2019 год установлен в размере 3,3 млрд рублей.
Радионова заявила, что тема экологических платежей в данный момент анализируется и будет предложена к обсуждению на заседании Коллегии Росприроднадзора, которая пройдет 11 апреля 2019 года.