Заместитель Председателя Правительства РФ Алексей Гордеев провел заседание Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления, в ходе которого был проанализирован текущий статус перехода российских регионов на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, участники заседания обсудили меры повышения эффективности системы взимания экологических сборов и платежей. В мероприятии приняли участие Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин, генеральный директор ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев, руководство ряда субъектов РФ.
Текущую ситуацию с переходом регионов на новую систему обращения с ТКО доложил профильный замминистра природных ресурсов и экологии РФ Владимир Логинов. Он проинформировал о том, что 60 российских регионов полностью перешли на новую систему, 10 – частично, 15 субъектов РФ до настоящего времени ведут настройку этой работы и фактически пока не приступили к оказанию услуг по сбору, сортировке и переработке мусора по новым правилам. Причины тому разные: в частности, в Краснодарском крае в работу включился только один из нескольких регоператоров, в Ленинградской области и Санкт-Петербурге до конца не доработаны межрегиональные территориальные схемы размещения отходов и т.д. Для проблемных регионов предусмотрен переходный период до конца 2019 г., в течение которого они должны полностью перейти на новую систему ТКО.
При этом на сегодняшний день есть довольно успешные региональные практики реформирования отрасли.
Так, по информации губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, в регионе сформирована оптимальная структура тарифа и установлен предельный уровень вносимой гражданами платы за кубический метр отходов. Введены льготы для отдельных категорий населения. В среднем около 50% от общего тарифа составляет та часть, которая приходится на мероприятия по сбору, сортировке и утилизации отходов. Кроме того, область ведёт постоянную разъяснительную работу с населением и оперативно реагирует на сообщения граждан о недоработках регоператора. Глава региона отметил, что одним из элементов успешного создания современной отрасли обращения с ТКО является экономически обоснованный уровень тарифа.
В Воронежской области принят отдельный региональный закон, также определяющий категории граждан, имеющих право на льготные тарифы. Утверждены порядок предоставления льгот и компенсаций выпадающих доходов организациям. В целом из регионального бюджета выделено порядка 370 млн руб. на субсидирование тарифов. Более того, регион предусмотрел субсидирование на приобретение контейнеров, в т.ч. — для раздельного сбора мусора.
А.Гордеев предложил тиражировать опыт эффективных регионов на другие субъекты РФ. А также указал на необходимость перехода до конца года на раздельный сбор мусора, для чего будет проработана соответствующая нормативно-правовая база, финансовое обеспечение и социальная реклама.
Кроме того, вице-премьер напомнил об ответственности не только региональных, но и муниципальных властей в вопросах обращения с отходами. В соответствии с федеральным законодательством, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов по-прежнему относится создание и содержание мест накопления ТКО. Для населения необходимо ввести систему стимулирования ведения раздельного сбора отходов (РСО), в т.ч. с использованием зарубежного опыта обнуления платы за негативное воздействие в случае РСО.
По оценкам Минприроды России, для организации раздельного сбора отходов также нужно определить «структуру» контейнерного парка, провести нормирование по типам контейнеров и введение требований по параметрам. Помимо этого, при реализации раздельного сбора отходов нужно предусмотреть право регионального оператора провести мероприятия по модернизации или замене контейнеров, ФАС России необходимо рассчитать процент от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования для составления расходов на приобретение контейнеров. Так как расходов на обновление контейнеров, в том числе для раздельного сбора, в 2019 г. в тарифах не учтено, регионам будет рекомендовано изыскать возможности приобретения контейнеров для раздельного сбора за счет бюджетных средств. По итогам обсуждения этого вопроса, А.Гордеев поручил проработать план мероприятий по организации РСО с недавно созданной публично-правовой компанией «Российский экологический оператор» и погрузить их в федеральные проекты нацпроекта «Экология».
В ходе правкомиссии были высказаны и предложения о проведении масштабной информационной кампании по принципиальному сокращению объемов образования отходов гражданами. В случае, если будет предусмотрена система платы по факту, это само собой станет стимулом, отмечали участники совещания.
Еще одним важным аспектом является оснащение системами весового контроля объектов размещения ТКО. Этот вопрос должен быть дополнительно проработан Минприроды, Минпромторгом и «РЭО».
Блок финансовых вопросов хода реформы касался эффективности администрирования платы за негативное воздействие и собираемости экологического сбора. По итогам 2018 г. предприятиями страны было уплачено 2,5 млрд руб. экологического сбора. Вопрос, вводить ли обязательный платеж в виде «окрашенного» налога, предлагаемого Минфином РФ, будет еще дополнительно обсуждаться. Поручение о пересмотре подходов ко всей системе экологических сборов и платежей для повышения эффективности собираемости будет сформулировано в протоколе правительственной комиссии.